
Нижнекамск — результат масштабной программы промышленной застройки территории у левобережья Камы. Он стал своего рода экспериментальной площадкой, на которой отрабатывались традиционные приёмы планировки и застройки городов.
8 мая 1958 года Совет Министров СССР принял Постановление «О списке строек, вновь начинаемых проектированием в 1958 году».
23 июля 1958 года ЦК КПСС и Советом Министров СССР принято Постановление «Об ускорении производства искусственных и синтетических волокон, пластических масс и других синтетических материалов и изделий для удовлетворения потребностей населения и нужд промышленности в 1958—1965 годы». Этими документами был утверждён проект создания в северо-восточной части Татарской АССР Нижнекамского промышленного района. Планировалось построить крупнейший в Европе нефтехимический комплекс, который должен был перерабатывать нефть, добывавшееся на юго-востоке ТАССР и производить новые виды пластических масс, синтетических каучуков, а также другое углеводородное сырьё для дальнейшей химической переработки.
В соответствии с проектом районной планировки Нижнекамского промышленного района коллективом «Государственного ордена Трудового Красного Знамени института проектирования городов» (Гипрогор) в 1959 году был создан генеральный план города на расчётную численность 170 тысяч человек. Автором генплана являлся В. А. Пашков, руководителем работ — Е. И. Кутырев. Разработанный ими генплан Нижнекамска был удостоен в 1960 году Диплома I степени и Золотой медали ВДНХ СССР на Всесоюзном смотре-конкурсе проектов новых городов.
25 декабря 1960 года в район села Афанасово прибыли первый, а 2 января 1961 года второй санно-тракторные поезда с энтузиастами-первостроителями.
В 1962 году Гипрогором был разработан технико-экономический доклад (ТЭД) развития производственных сил Татарской АССР, а в 1965 году — проект районной планировки Набережно-Челнинского промрайона, которыми предусматривалось дальнейшее развитие комплекса предприятий Нижнекамского промузла с включением дополнительного ряда новых производств.
В апреле 1964 года был заложен фундамент первого жилого многоквартирного дома, а уже через два года население города достигло 30 тысяч человек. Темпы строительства и пафос созидания нового города вдохновили композитора А. Пахмутову и поэта Н. Добронравова на песню о строителях новых городов «Смелость города берёт».
12 января 1965 года путём выделения его из состава Челнинского и Шереметьевского районов был образован Нижнекамский район ТАССР.
22 сентября 1966 года рабочему посёлку Нижнекамский был присвоен статус города. Он был назван Нижнекамском.
В 1967 году к 50-летию Октябрьской революции — всего через шесть с половиной лет после того, как в чистом поле был вбит первый строительный колышек, Нижнекамский нефтехимический комбинат дал первую продукцию.
В 1969 году он был введён в действие с подчинением Главному управлению по производству каучука Министерства нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР.
На основании приказа Министерства нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР от 13 декабря 1976 года химкомбинат был реорганизован в Нижнекамское ордена Ленина производственное объединение «Нижнекамскнефтехим».
В связи с развитием автомобилестроения в СССР в апреле 1967 года министр В. Фёдоров поручает специалистам проработать вопрос о возможности строительства завода по производству автомобильных шин в составе Нижнекамского нефтехимкомбината. 7 мая 1968 года строители СМУ-8 Татэнергостроя заложили первый бетонный блок под фундамент первого производственного корпуса будущего шинного завода.
В связи со строительством завода большегрузных автомобилей в Набережных Челнах в декабре 1973 года в Нижнекамске началось строительство второго завода по производству грузовых шин для автомобилей КамАЗ. 15 июля 1974 года приказом Миннефтехимпрома СССР за № 608 была утверждена сметная стоимость этого завода проектной мощностью 3,8 млн штук грузовых автопокрышек и 5 млн 490 тысяч штук ездовых камер в год.
Уже 25 октября 1974 года Нижнекамский шинный завод отсчитал первый миллион шин. Шина с порядковым номером 100000000 выпущена 19 декабря 1987 года.
В 1970-1980-х годах в 30 км вверх по течению Камы также велось строительство Нового города Набережных Челнов, население которых в эти годы возросло с 30 до 500 тыс. человек.
В 1980-х годах в Нижнекамском районе началось строительство Татарской атомной электростанции и города при ней на 40 тыс. жителей — Камские поляны. Однако, строительство АЭС так и не было завершено из-за протестов экологов, участившихся после Чернобыльской аварии 1986 года.
8 мая 1958 года Совет Министров СССР принял Постановление «О списке строек, вновь начинаемых проектированием в 1958 году».
23 июля 1958 года ЦК КПСС и Советом Министров СССР принято Постановление «Об ускорении производства искусственных и синтетических волокон, пластических масс и других синтетических материалов и изделий для удовлетворения потребностей населения и нужд промышленности в 1958—1965 годы». Этими документами был утверждён проект создания в северо-восточной части Татарской АССР Нижнекамского промышленного района. Планировалось построить крупнейший в Европе нефтехимический комплекс, который должен был перерабатывать нефть, добывавшееся на юго-востоке ТАССР и производить новые виды пластических масс, синтетических каучуков, а также другое углеводородное сырьё для дальнейшей химической переработки.
В соответствии с проектом районной планировки Нижнекамского промышленного района коллективом «Государственного ордена Трудового Красного Знамени института проектирования городов» (Гипрогор) в 1959 году был создан генеральный план города на расчётную численность 170 тысяч человек. Автором генплана являлся В. А. Пашков, руководителем работ — Е. И. Кутырев. Разработанный ими генплан Нижнекамска был удостоен в 1960 году Диплома I степени и Золотой медали ВДНХ СССР на Всесоюзном смотре-конкурсе проектов новых городов.
25 декабря 1960 года в район села Афанасово прибыли первый, а 2 января 1961 года второй санно-тракторные поезда с энтузиастами-первостроителями.
В 1962 году Гипрогором был разработан технико-экономический доклад (ТЭД) развития производственных сил Татарской АССР, а в 1965 году — проект районной планировки Набережно-Челнинского промрайона, которыми предусматривалось дальнейшее развитие комплекса предприятий Нижнекамского промузла с включением дополнительного ряда новых производств.
В апреле 1964 года был заложен фундамент первого жилого многоквартирного дома, а уже через два года население города достигло 30 тысяч человек. Темпы строительства и пафос созидания нового города вдохновили композитора А. Пахмутову и поэта Н. Добронравова на песню о строителях новых городов «Смелость города берёт».
12 января 1965 года путём выделения его из состава Челнинского и Шереметьевского районов был образован Нижнекамский район ТАССР.
22 сентября 1966 года рабочему посёлку Нижнекамский был присвоен статус города. Он был назван Нижнекамском.
В 1967 году к 50-летию Октябрьской революции — всего через шесть с половиной лет после того, как в чистом поле был вбит первый строительный колышек, Нижнекамский нефтехимический комбинат дал первую продукцию.
В 1969 году он был введён в действие с подчинением Главному управлению по производству каучука Министерства нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР.
На основании приказа Министерства нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности СССР от 13 декабря 1976 года химкомбинат был реорганизован в Нижнекамское ордена Ленина производственное объединение «Нижнекамскнефтехим».
В связи с развитием автомобилестроения в СССР в апреле 1967 года министр В. Фёдоров поручает специалистам проработать вопрос о возможности строительства завода по производству автомобильных шин в составе Нижнекамского нефтехимкомбината. 7 мая 1968 года строители СМУ-8 Татэнергостроя заложили первый бетонный блок под фундамент первого производственного корпуса будущего шинного завода.
В связи со строительством завода большегрузных автомобилей в Набережных Челнах в декабре 1973 года в Нижнекамске началось строительство второго завода по производству грузовых шин для автомобилей КамАЗ. 15 июля 1974 года приказом Миннефтехимпрома СССР за № 608 была утверждена сметная стоимость этого завода проектной мощностью 3,8 млн штук грузовых автопокрышек и 5 млн 490 тысяч штук ездовых камер в год.
Уже 25 октября 1974 года Нижнекамский шинный завод отсчитал первый миллион шин. Шина с порядковым номером 100000000 выпущена 19 декабря 1987 года.
В 1970-1980-х годах в 30 км вверх по течению Камы также велось строительство Нового города Набережных Челнов, население которых в эти годы возросло с 30 до 500 тыс. человек.
В 1980-х годах в Нижнекамском районе началось строительство Татарской атомной электростанции и города при ней на 40 тыс. жителей — Камские поляны. Однако, строительство АЭС так и не было завершено из-за протестов экологов, участившихся после Чернобыльской аварии 1986 года.
Нижнекамск в наши дни – это крупный индустриальный город, являющийся при этом культурным и спортивным центром республики Татарстан. Он трижды был удостоен звания самого благоустроенного города страны, а в 2002 году стал «Культурной столицей Поволжья».
С 2006 года здесь реализуется крупномасштабный инвестиционный проект, являющийся одним из важнейших в сфере нефтехимии – строительство «Комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов». Даже в годы кризиса объем вложенных инвестиций составляет порядка 100 миллионов рублей в сутки.
Промышленный комплекс города включает в себя множество крупных предприятий энергогенерирующей и нефтеперерабатывающей промышленности. Кроме того, активно развивается строительство, пищевая промышленность и торговля.
В 21 км от города расположен международный аэропорт «Бегишево». Кроме того, в городе имеются речной и авто и железнодорожный вокзалы. Несмотря на то, что в городе проживает меньше 250 тысяч человек, в Нижнекамске развит достаточно большой таксопарк.
С 2006 года здесь реализуется крупномасштабный инвестиционный проект, являющийся одним из важнейших в сфере нефтехимии – строительство «Комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов». Даже в годы кризиса объем вложенных инвестиций составляет порядка 100 миллионов рублей в сутки.
Промышленный комплекс города включает в себя множество крупных предприятий энергогенерирующей и нефтеперерабатывающей промышленности. Кроме того, активно развивается строительство, пищевая промышленность и торговля.
В 21 км от города расположен международный аэропорт «Бегишево». Кроме того, в городе имеются речной и авто и железнодорожный вокзалы. Несмотря на то, что в городе проживает меньше 250 тысяч человек, в Нижнекамске развит достаточно большой таксопарк.
В Нижнекамске расположены несколько научно-исследовательских и проектно-конструкторских институтов, среди них Волго-камское региональное отделение РАН. Сфера высшего образования представлена Нижнекамским муниципальным институтом, а также филиалами иногородних вузов . Казанского государственного технологического университета, Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, Московского гуманитарно-экономического института, Института экономики, управления и права, Академии управления "ТИСБИ". В Нижнекамске находятся около десяти средне-специальных учебных заведений, в том числе, политехнический, нефтехимический, музыкальный и агропромышленный колледжи, а также 23 общеобразовательные школы, пять гимназий, спортивные школы, детские музыкальные школы, детская художественная школа.