
Архангельск относится к числу исторических городов нашей страны. Новгородцы основали в XII веке на месте современного Архангельска Михайло-Архангельский монастырь. Основание монастыря приписывается святому Иоанну, архиепископу Новгородскому. В 1419 г. монастырь был опустошен шведами, а в 1636 г. сгорел и после этого перенесен на новое место.
Вокруг Михайло-Архангельского монастыря в 1583-1584 гг. по указу царя Ивана Грозного на мысе Пур-Наволок правого берега Северной Двины двинские воеводы П. А. Нащокин и А. Н. Волохов возвели деревянную крепость, своим величием производившую на прибывающих сюда иностранцев сильное впечатление. Датой основания считается 4 марта 1583 г. Первоначально крепость называлась Новый город, Новый Холмогорский город, Новохолмогоры, а с 1613г. - Архангельский город, а только затем город получил современное наименование.
В XVII веке Архангельск вступил в эпоху своего расцвета благодаря развитию торговли с Англией и другими странами Западной Европы. В 20-х гг. XVII века в Архангельске сформировалась иностранная колония. В 1667 г. случился сильный пожар, от которого город так пострадал, что его пришлось отстраивать заново.
В XVII веке в Архангельске стали появляться и каменные сооружения. Первым из них стал грандиозный комплекс гостиных дворов, одновременно выполнявший функции как крепости, так и торгового сооружения. Он был построен в 1668-1684 гг. по проекту архитектора Д. Старцева и первоначально состоял из 3 смежных дворов с 6 башнями.
С приходом петровского времени Архангельску суждено было сыграть существенную роль в становлении русского военно-морского и торгового флота. В 1693 г. при личном участии Петра I в Архангельске было основано Адмиралтейство, а на близлежащем острове Соломбала заложена верфь. В 1694 г. состоялся спуск на воду корабля "Св. Павел" - первого торгового судна, построенного в Архангельске.
Военные действия шведского флота на Белом море заставили Петра I позаботиться и о фортификационных сооружениях в городе. По его приказу и при его участии в 1701 г. здесь началось строительство Новодвинской крепости. 25-26 июня 1701 г. у стен строящейся крепости произошло Новодвинское сражение, в котором русские одержали первую в Северной войне победу над шведским флотом.
В 1702г. административное управление Поморьем переводится из Холмогор в Архангельск, а 18 декабря 1708 г. по указу Петра I он стал центром вновь образованной Архангелогородской губернии. Бурное развитие города было несколько заторможено в 1722 г., когда вышел царский указ о перенесении с Северной Двины на Неву всей внешнеторговой деятельности Российского государства. Несмотря на это, Архангельск и в последующие годы продолжал оставаться важным торговым центром регионального масштаба, где по-прежнему развивалось судостроение, рыболовство, торговля лесом, заготовка которого интенсивно велась в окрестностях. В 1762 г. Архангельск в своих торговых правах был уравнен с Санкт-Петербургом. С 1794 г. застройка города стала вестись по регулярному плану, согласно которому были сформированы параллельные набережной широкие улицы. По указу Павла I от 12 декабря 1796 г. была образована Архангельская губерния, просуществовавшая как самостоятельная административная единица вплоть до 1929 г.
В период наполеоновских войн и в связи с так называемой континентальной блокадой Великобритании в 1807-1813 гг. Архангельск испытал новый экономический подъем, так как был в то время единственным в России портом, куда могли поступать колониальные товары.
В конце XIX - начале XX века Архангельск превратился в крупнейший лесопромышленный и лесоэкспортный центр страны. Город служил также важной базой для освоения Арктики и налаживания судоходства по Северному морскому пути. Вышедший из Архангельска ледокольный пароход "А. Сибиряков" в 1932 г. впервые сумел преодолеть Северной морской путь в течение одной навигации.
В предвоенные годы административный статус Архангельска неоднократно менялся в связи с изменениями в системе административного деления страны. 15 июля 1929 г. он стал административным центром вновь образованного Северного края, в состав которого вошли Архангельская, Вологодская, Северодвинская губернии, автономная область Коми и Ненецкий национальный округ. 5 декабря 1936 г. Северный край был упразднен, и на его территории образована автономная республика Коми и Северная область, административным центром которой сделан Архангельск. Ныне существующая Архангельская область создана 23 сентября 1937 г. в результате разделения Северной области на Архангельскую и Вологодскую области.
Во время Великой отечественной войны в городской порт прибывали конвои, доставлявшие грузы по программе ленд-лиза.
В 1950-х началась реализация нового генерального плана застройки. В 1956-м был возведен железобетонный подвесной мост через реку Кузнечиха; в 1964-м построен железнодорожный мост. Мосты соединили центральную часть Архангельска с новыми левобережными районами. В 1990-м был завершен автомобильный мост.
Вокруг Михайло-Архангельского монастыря в 1583-1584 гг. по указу царя Ивана Грозного на мысе Пур-Наволок правого берега Северной Двины двинские воеводы П. А. Нащокин и А. Н. Волохов возвели деревянную крепость, своим величием производившую на прибывающих сюда иностранцев сильное впечатление. Датой основания считается 4 марта 1583 г. Первоначально крепость называлась Новый город, Новый Холмогорский город, Новохолмогоры, а с 1613г. - Архангельский город, а только затем город получил современное наименование.
В XVII веке Архангельск вступил в эпоху своего расцвета благодаря развитию торговли с Англией и другими странами Западной Европы. В 20-х гг. XVII века в Архангельске сформировалась иностранная колония. В 1667 г. случился сильный пожар, от которого город так пострадал, что его пришлось отстраивать заново.
В XVII веке в Архангельске стали появляться и каменные сооружения. Первым из них стал грандиозный комплекс гостиных дворов, одновременно выполнявший функции как крепости, так и торгового сооружения. Он был построен в 1668-1684 гг. по проекту архитектора Д. Старцева и первоначально состоял из 3 смежных дворов с 6 башнями.
С приходом петровского времени Архангельску суждено было сыграть существенную роль в становлении русского военно-морского и торгового флота. В 1693 г. при личном участии Петра I в Архангельске было основано Адмиралтейство, а на близлежащем острове Соломбала заложена верфь. В 1694 г. состоялся спуск на воду корабля "Св. Павел" - первого торгового судна, построенного в Архангельске.
Военные действия шведского флота на Белом море заставили Петра I позаботиться и о фортификационных сооружениях в городе. По его приказу и при его участии в 1701 г. здесь началось строительство Новодвинской крепости. 25-26 июня 1701 г. у стен строящейся крепости произошло Новодвинское сражение, в котором русские одержали первую в Северной войне победу над шведским флотом.
В 1702г. административное управление Поморьем переводится из Холмогор в Архангельск, а 18 декабря 1708 г. по указу Петра I он стал центром вновь образованной Архангелогородской губернии. Бурное развитие города было несколько заторможено в 1722 г., когда вышел царский указ о перенесении с Северной Двины на Неву всей внешнеторговой деятельности Российского государства. Несмотря на это, Архангельск и в последующие годы продолжал оставаться важным торговым центром регионального масштаба, где по-прежнему развивалось судостроение, рыболовство, торговля лесом, заготовка которого интенсивно велась в окрестностях. В 1762 г. Архангельск в своих торговых правах был уравнен с Санкт-Петербургом. С 1794 г. застройка города стала вестись по регулярному плану, согласно которому были сформированы параллельные набережной широкие улицы. По указу Павла I от 12 декабря 1796 г. была образована Архангельская губерния, просуществовавшая как самостоятельная административная единица вплоть до 1929 г.
В период наполеоновских войн и в связи с так называемой континентальной блокадой Великобритании в 1807-1813 гг. Архангельск испытал новый экономический подъем, так как был в то время единственным в России портом, куда могли поступать колониальные товары.
В конце XIX - начале XX века Архангельск превратился в крупнейший лесопромышленный и лесоэкспортный центр страны. Город служил также важной базой для освоения Арктики и налаживания судоходства по Северному морскому пути. Вышедший из Архангельска ледокольный пароход "А. Сибиряков" в 1932 г. впервые сумел преодолеть Северной морской путь в течение одной навигации.
В предвоенные годы административный статус Архангельска неоднократно менялся в связи с изменениями в системе административного деления страны. 15 июля 1929 г. он стал административным центром вновь образованного Северного края, в состав которого вошли Архангельская, Вологодская, Северодвинская губернии, автономная область Коми и Ненецкий национальный округ. 5 декабря 1936 г. Северный край был упразднен, и на его территории образована автономная республика Коми и Северная область, административным центром которой сделан Архангельск. Ныне существующая Архангельская область создана 23 сентября 1937 г. в результате разделения Северной области на Архангельскую и Вологодскую области.
Во время Великой отечественной войны в городской порт прибывали конвои, доставлявшие грузы по программе ленд-лиза.
В 1950-х началась реализация нового генерального плана застройки. В 1956-м был возведен железобетонный подвесной мост через реку Кузнечиха; в 1964-м построен железнодорожный мост. Мосты соединили центральную часть Архангельска с новыми левобережными районами. В 1990-м был завершен автомобильный мост.
Архангельск — город на севере европейской части России. Административный центр Архангельской области и Приморского муниципального района, образует городской округ Архангельск. Население — 350 368 чел. (2014).
Расположен на обоих берегах Северной Двины и островах дельты в 30-35 км от места впадения реки в Белое море. Климат умеренный, морской.
В наши дни Архангельск принадлежит к числу крупных промышленных центров северо-запада России. Лесная отрасль занимает видное место в городской промышленности. На долю лесопромышленных предприятий приходится более 40% общего объема продукции, произведенной в Архангельске. К числу наиболее развитых отраслей промышленности также относятся целлюлозно-бумажная, рыбная, микробиологическая промышленность, машиностроение. Основные статьи экспорта – лес, бумага, картон, целлюлоза, рыба и морепродукты. Основной поставщик тепло- и электроэнергии – Архангельская ТЭЦ.
Архангельск – конечный пункт федеральной автотрассы М8 "Холмогоры". М8 соединяет город с Москвой, Ярославлем, Вологдой, Северодвинском и т.д. В Архангельске расположены морской торговый порт Экономия и пассажирский порт. Пассажирские суда выполняют рейсы в черте города, а также рейсы на Соловки, в Мурманск и ряд других населенных пунктов.
В двухтысячных годах в Архангельске были построены две дороги и ремонтировались некоторые магистрали города.
Введено в эксплуатацию большое число жилых домов. Появилась пешеходная улица — проспект Чумбарова-Лучинского.
27 ноября 2013 года было открыто движение по новой дороге на улице Выучейского, что стало самым значимым событием в дорожном строительстве за последние десятилетия.
В 2009 году открылся отреставрированный Театр драмы.
В 2010—2012 годах основные образовательные учреждения высшего образования в Архангельской области объединены, согласно распоряжению Правительства РФ от 7 апреля 2010 года, в Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова.
Расположен на обоих берегах Северной Двины и островах дельты в 30-35 км от места впадения реки в Белое море. Климат умеренный, морской.
В наши дни Архангельск принадлежит к числу крупных промышленных центров северо-запада России. Лесная отрасль занимает видное место в городской промышленности. На долю лесопромышленных предприятий приходится более 40% общего объема продукции, произведенной в Архангельске. К числу наиболее развитых отраслей промышленности также относятся целлюлозно-бумажная, рыбная, микробиологическая промышленность, машиностроение. Основные статьи экспорта – лес, бумага, картон, целлюлоза, рыба и морепродукты. Основной поставщик тепло- и электроэнергии – Архангельская ТЭЦ.
Архангельск – конечный пункт федеральной автотрассы М8 "Холмогоры". М8 соединяет город с Москвой, Ярославлем, Вологдой, Северодвинском и т.д. В Архангельске расположены морской торговый порт Экономия и пассажирский порт. Пассажирские суда выполняют рейсы в черте города, а также рейсы на Соловки, в Мурманск и ряд других населенных пунктов.
В двухтысячных годах в Архангельске были построены две дороги и ремонтировались некоторые магистрали города.
Введено в эксплуатацию большое число жилых домов. Появилась пешеходная улица — проспект Чумбарова-Лучинского.
27 ноября 2013 года было открыто движение по новой дороге на улице Выучейского, что стало самым значимым событием в дорожном строительстве за последние десятилетия.
В 2009 году открылся отреставрированный Театр драмы.
В 2010—2012 годах основные образовательные учреждения высшего образования в Архангельской области объединены, согласно распоряжению Правительства РФ от 7 апреля 2010 года, в Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова.
Архангельск — крупный научный центр на Севере, кузница профессиональной подготовки специалистов с высшимм и средним образованием. В настоящее время и городе имеются высшие учебные заведения, филиалы нескольких институтов Москвы и Ленинграда, около десяти научно-исследовательских учреждений, техникумы и колледжи.
Всего в Архангельске функционирует 200 образовательных учреждений.
В городе находятся несколько высших учебных заведений:
Государственные:
Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова (на базе Архангельского государственного технического университета и присоединённого Поморского государственного университета имени М. В. Ломоносова)
Северный государственный медицинский университет
филиал Государственной морской академии имени С. О. Макарова
филиал Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств
Негосударственные:
Институт управления
Филиал Современной гуманитарной академии
Институт новых форм обучения (ИНФО) и др.
Всего в Архангельске функционирует 200 образовательных учреждений.
В городе находятся несколько высших учебных заведений:
Государственные:
Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова (на базе Архангельского государственного технического университета и присоединённого Поморского государственного университета имени М. В. Ломоносова)
Северный государственный медицинский университет
филиал Государственной морской академии имени С. О. Макарова
филиал Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств
Негосударственные:
Институт управления
Филиал Современной гуманитарной академии
Институт новых форм обучения (ИНФО) и др.