Открывая большее
Секреты успеха: цифровая мыльница и свет

  Благодаря свету человек видит все, что его окружает, различает цвета. Любой фотоаппарат тоже видит благодаря свету. Однако глаз техники не так совершенен как наш – компакт способен уловить меньше света, чем доступно человеческому глазу. Поэтому некоторые фотографии выходят темнее, чем мы ожидали. С другой стороны, если свет на снимке удачен, скорее всего, и кадр в целом будет удачным.

 За свет на будущей фотографии отвечают диафрагма и выдержка. Реалии сегодняшнего фоторынка таковы, что производители часто добавляют возможность регулирования этих параметров в компакты средней ценовой категории и выше. Если Ваша техника снабжена такими функциями, Вы получаете шанс быть независимым от усредненных настроек автоматического режима.

  Диафрагма отвечает за глубину резкости изображения. Чем она меньше, тем меньше глубина резкости кадра. А на практике это выглядит так: чем меньше диафрагма, тем более размытым будет задний план. Эксперименты с этой настройкой могут дать очень интересные творческие результаты.
  Неразрывно с диафрагмой связана выдержка – чем она короче, тем более четким получится изображение (например, 1/1000 с короче, чем 1/8 с). Однако снимок станет темнее, что, в свою очередь, можно исправить либо добавлением дополнительных источников света, либо изменением диафрагмы. Но не всегда стоит гнаться за «замороженным» движением, иногда некоторая смазанность идет на пользу снимку, удачно раскрывая художественную задумку фотографии.

  Если настройка диафрагмы и выдержки недоступна для Вашей модели компакта, нужно искать иные пути. Нужен размытый задний план – отодвиньте модель от фона, а сами сделайте несколько шагов назад. Темно – добавьте источники света, но не повышайте светочувствительность (ISO), иначе потеряете в качестве (появится шум – дефект изображения, случайно расположенные точки).

  Внимательно отнеситесь к вопросу вспышки. Возможно, Вы слышали мнение, что встроенную вспышку лучше вовсе не использовать, потому что из-за нее появляется эффект красных глаз, изображение лишается естественных теней и теряет объем. Это действительно так, и вспышка будет портить Ваши кадры до тех пор, пока Вы не сделаете из нее своего друга. Она никогда не должна становится самым мощным, а тем более единственным, источником света. Встроенная вспышка хорошо себя покажет, если использовать ее как заполняющий свет. Например, когда основной источник света находится за спиной модели и лицо получается в тени, она способна его вполне удачно подсветить (рис. 1). Если вспышка ярче другого источника света, приглушите ее, закрыв листом бумаги или салфеткой. К тому же, цветная или кружевная бумага может дать интересные художественные эффекты.

  Для классической фотографии размещайте основной источник света спереди-сбоку от модели или снимаемого объекта (рис. 2). Если это возможно, по высоте расположите его несколько выше уровня глаз фотографируемого. Следите за тенями на лице модели и за тенями и бликами на фоне, попадающем в кадр.

  Старайтесь снимать на улице, в комнате, как правило, слишком темно. Утром и вечером свет более мягкий, чем в полуденные часы. Учитывайте это, и свет станет Вашим другом на пути к хорошей фотографии. 

Резюме

  1. Мыльницы улавливают меньше света, чем доступно человеческому глазу;
  2. Если Вам доступна возможность самостоятельно выбирать диафрагму и выдержку, воспользуйтесь ею;
  3. Увеличивайте светочувствительность (ISO) только в крайних случаях и будьте готовы к потере качества фотоснимка;
  4. Используйте встроенную вспышку на пользу фотографии, а не во вред;
  5. Встроенная вспышка не должна становиться самым мощным или единственным источником света;
  6. Яркую вспышку рассеивайте листом бумаги или уменьшите ее мощность в настройках фотоаппарата (если эта функция доступна для Вашей модели);
  7. Основной источник света размещайте спереди-сбоку от модели, чуть выше уровня глаз;
  8. Следите за тенями;
  9. Предпочитайте съемку на улице, а не в помещении.