Открывая большее
Цифровая мыльница: быть или не быть?

  Не будем подливать масла в огонь войны компактов и зеркальных фотоаппаратов, этого предостаточно на просторах сети. Обратим внимание на такую ситуацию: в нашем распоряжении есть «мыльница», как с ней быть и как выжать из нее все, на что она способна. Тут же немного отклонимся от темы, чтобы заметить: если зрителю нравится фотография, он предполагает более сложные и технически продвинутые приемы съемки, чем были в действительности, и, соответственно, наоборот.  Поэтому  один  из  ключиков  к   успеху   почти   не  зависит   от  техники:  делайте   снимки,  которые    могут 
                                                     понравиться  зрителю (сюжетом, цветом, композицией, ритмом, настроением).

  Другой составляющей успеха является реальная оценка возможностей компакта. Вы можете делать яркие, интересные кадры мыльницей, но ею никогда не снять фотошедевр, передающий малейшие нюансы цвета, и не распечатать его на огромный рекламный баннер. Для коммерческой съемки компакты, увы, не годятся, а вот для семейных фотоальбомов их будет вполне достаточно. У мыльницы есть определенные возможности, но они не безграничны, иначе зачем бы профессионалам покупать зеркальные фотокамеры и бесчисленные аксессуары к ним? Понимание этого факта значительно облегчит жизнь Вам и Вашему компактному другу.

  Выбирайте для мыльницы приемлемые условия съемки, с которыми она может справиться. Избегайте съемки в темноте, при недостаточном освещении, откажитесь от сильных световых контрастов, таких как съемка под прямым солнцем. Не обижайтесь на свою фотокамеру, если она не сможет «разглядеть» шмеля на цветке – мыльницы не предназначены для макросъемки, даже если этот режим там предусмотрен. Многое зависит от ценовой категории фотоаппарата, но в большинстве случаев режим «макро» в мыльнице номинален.
  Однако в компакте есть другие режимы съемки, знание и применение которых может значительно облегчить жизнь и повысить качество снимков. Почти все аппараты имеют режимы «Спорт», «Пейзаж» и «Портрет». Их вовсе не обязательно применять только в этих случаях. Зная особенности каждого, можно творчески использовать их в своих фотосюжетах.

 








  Режим «Спорт» предназначен для съемки движущихся объектов и предполагает короткую выдержку. Он отлично подойдет не только для спортивных состязаний, но и для съемки детей, для репортажных фотографий – для всего того, где нужно «заморозить» объект (рис. 1).

  Режим «Пейзаж» обеспечивает большую глубину резкости, то есть детали переднего и заднего плана получаются одинаково четкими (рис. 2). Такие настройки хороши, если Вы фотографируете друга на фоне архитектурного сооружения или природной достопримечательности.

  Режим «Портрет», наоборот, насколько это возможно для компакта, размывает задний фон, оставляя резким только первый план (рис. 3). Подобные установки помогают выделить в кадре самое существенное, отделить объект от фона. «Портрет» хорош для съемки людей крупным планом, отдельно стоящих объектов (яблоко на фоне опрокинутой корзины, одинокий лист на фоне мокрого асфальта). Главное, чтобы объект находился в некотором удалении от фона.

  Просматривая свои снимки на экране монитора своего домашнего ПК, не отчаивайтесь и не ругайте себя. Если из сотни снимков Вы отобрали 2-3, а остальное отправили в корзину, это очень хороший результат. Даже профессиональные фотографы не делают шедевр за шедевром, они также отправляют тонны мусора в корзину. Самые лучшие учителя здесь – терпение и опыт.

 Резюме

  1. Если фотография нравится зрителю, он, скорее всего, переоценит ее техническую сторону, и наоборот;
  2. Реально оценивайте возможности фотоаппарата, не требуйте невозможного;
  3. Выбирайте приемлемые условия съемки;
  4. Ознакомьтесь с режимами съемки «Спорт», «Пейзаж» и «Портрет», которые имеются почти в каждом компакте;
  5. «Спорт» используйте для съемки движущихся объектов;
  6. «Пейзаж» – для выделения всех объектов на снимке и четкого фона;
  7. «Портрет» – для отделения объекта от фона и привлечения к нему внимания зрителя.