Открывая большее
Секреты группового фотопортрета

  Свадьба, выпускной, День Рождения, Новый год и еще тысяча поводов собраться вместе порождают желание запечатлеть эти важные моменты на фотографиях. И, если с одиночными фотопортретами все вроде бы ясно, групповые часто становятся настоящей головной болью. А в итоге мы получаем скучные невзрачные кадры, между тем, как многим вполне по силам сделать их ярче.
 

  Групповой портрет отличается от одиночного тем, что необходимо контролировать выражение лиц и положение тел нескольких людей одновременно, не выпуская из поля внимания композицию фотографии. В остальном они сходны. Как и при съемке одного человека, снимать группу выгоднее всего за каким-либо занятием: игрой, беседой, чаепитием, работой. Если же фотография постановочная, нужно знать несколько приемов, позволяющих сделать ее оригинальнее и живее.

  Компонуйте кадр, начиная с одного человека. Пусть он удобно расположится в пространстве, примет привычную позу. Затем добавляйте по одному человеку, давая каждому время почувствовать себя комфортно (рис 1).

  Выстраивайте композицию, руководствуясь стилем портрета. На официальной деловой фотографии оправданным и даже желательным будет построение портретируемых рядами. Их лица должны быть равны не зависимо от удаленности от объектива, не закрыты впереди стоящими людьми и равномерно освещены (рис 2). Создавая художественный групповой портрет, поэкспериментируйте с построением – расположите моделей по диагонали, кругу или овалу (рис 3.1, 3.2, 3.2). Если среди них есть награжденные, именинники, юбиляры, молодожены или другие ключевые фигуры мероприятия, логично будет поместить их ближе к центру снимка.

  Важной задачей для фотографа является показать взаимосвязь между участниками группы. Подрастающих детей можно поставить между родителями, пожилых людей окружить многочисленными детьми и внуками. Формально взаимосвязь людей в плоскости фотографии следует показать перекрытием фигур – одна должна немного «накладываться» на другую (как правило, в зоне плеч). Снимки без подобного наложения теряют композиционное единство и распадаются на изолированные изображения (рис 4.1, 4.2).

  Расставьте фотографируемых таким образом, чтобы впереди стоящие не отбрасывали сильных теней на расположенных сзади. Для этого, заранее оцените тип и местоположение источников света. Также принимайте во внимание тон одежды участников группы, цвет волос, возраст.

  Особого внимания заслуживает парный портрет. При кажущейся легкости, он таит в себе даже большие сложности, чем более крупный групповой снимок. Он может быть равновысоким или разновысоким. В первом случае удачнее будет горизонтальная компоновка кадра, а во втором вертикальная (рис 5.1, 5.2). Если лица моделей обращены в разные стороны, пусть их взгляд будет обращен к объективу. В том случае, когда портретируемые повернуты в одну сторону, взгляд может уходить за пределы кадра.

   Снимая семейную пару, попросите их обняться, поцеловаться, пусть женщина сядет на колени мужчине или он поцелует ее руку. Вариантов множество, главное, чтобы портретируемые выглядели естественно. Это касается не только парных портретов. Легкость и простота – залог успеха всех типов портретных фотографий, за исключением, разве что, снимков на документы. Но пусть последние украшают наш паспорт, а в любимом семейном фотоальбоме царят радость и смех, улыбки и счастье близких нам людей.

Резюме

  1. Групповой портрет будет интереснее, если снимать участников за каким-либо занятием.
  2. Перед съемкой определите  – будет ли это официальная фотография или художественная.
  3. В официальном групповом портрете расставьте портретируемых рядами или снимайте во время рабочего процесса.
  4. Снимая художественный портрет, обратите внимание на диагональное, овальное или круговое построение группы.
  5. «Виновников торжества» размещайте ближе к центру кадра.
  6. Расставляйте портретируемых с небольшим «перекрытием».
  7. Контролируйте источники света, а также силу и характер теней, отбрасываемых моделями друг на друга.
  8. Попробуйте сделать парный портрет.
  9. При выборе поз и ракурсов отдавайте предпочтение легкости и естественности.