Открывая большее
История портретной фотографии

  Сегодня портретная фотография является неотъемлемой частью огромного мира фотоискусства. Мы снимаем портреты наших близких для домашнего альбома, профессиональные фотографы снимают портреты звезд мировой величины для глянцевых журналов и рекламных растяжек. Но не всегда история фотопортрета была такой триумфальной и безоблачной как сейчас. Было время, когда съемка людей считалась недопустимой и приравнивалась чуть ли не к богохульству.

  Чертеж камеры-обскуры сделал Леонардо да Винчи, а принцип ее действия был известен еще до него. Однако имя первого конструктора доподлинно не известно.

  Временем возникновения фотографии принято считать XIX в. Первоначально новый способ изображения рассматривался как прикладное техническое средство. В те далекие годы еще никто не помышлял о художественном воспроизведении натуры, тем более о художественном фотопортрете. Съемка людей считалась многими богохульством. В 1839 г. немецкая газета «Лейпцигер Анцейгер» писала: «Бог создал человека по своему подобию, и никакой человеческий аппарат не может зафиксировать изображение подобия бога». Тем не менее, отдельными фотографами предпринимались попытки сделать фотопортрет. Кроме общественного мнения дело осложнялось еще и тем, что оборудование тех лет обладало малой светочувствительностью и, чтобы сделать портрет, модели нужно было сидеть неподвижно не менее получаса. После тридцати минут неподвижного пребывания на солнце получался один дагерротип, с которого нельзя было сделать копии.

  Шли годы, появлялись новые способы проявления негативов, совершенствовалась техника, но еще долго в обществе кипели споры о том, может ли фотопортрет считаться искусством. Постепенно противники стали союзниками. Французский историк, поэт и политический деятель А. Ламартин, первоначально называвший фотографию «бессовестным шарлатанством», через 20 лет говорил о ней: «Мы не говорим больше, что это ремесло, это искусство».

  На рубеже XIX-XX вв. общество приняло фотопортрет. Повсеместно начали открываться фотомастерские и ателье. Но тут художественному фотопортрету суждено было надолго отойти в тень. Популярность завоевала ретушь – бабушки на фотографиях превращались в девиц, веснушки убирались с лица – в итоге заказчик платил деньги за снимок с фарфоровыми куклами. И, надо сказать, делал это весьма охотно. Фотоателье стало прибыльным бизнесом, а художественный фотопортрет как жанр практически выродился. Лишь спустя несколько лет фотографам-любителям удалось его возродить. На волне конкуренции к ним присоединились и профессионалы. Так произошел возврат к правдивости и подлинности.

  Прошлый век подарил на цветной фотопортрет и стремительное усовершенствование фотокамер. Теперь у каждого из нас есть домашний фотоаппарат и возможность посетить современное фотоателье. Фотопортрет стал доступным для всех, а современные средства редактирования подарили нам выбор – следовать подлинности или рисовать поверх фотографии фарфоровых кукол.