Открывая большее
Архитектурная фотография: приемы профессионалов

   Упаковывая фотоаппарат в чемодан, мы почти всегда уверены, что именно в этот раз привезем из путешествия  такие снимки, что близкие и друзья ахнут от восторга. Признайтесь себе честно, часто ли и Вы, и они ахали от туристических «шедевров»? А между тем, от хороших отпускных фотографий путешественника отделяет всего пара шагов. Один из этих шагов – это съемка архитектуры. Здания и сооружения – непременные атрибуты человеческой деятельности. Некоторые из них достойны того, чтобы запечатлеть их и затем показать близким.
 

  Классическим штампом в туристской фотографии является снимок «Я/жена/друг/дети на фоне Тадж-Махала/пирамиды Хеопса/Пизанской башни/…». Попробуйте немного освежить его: пусть фотографируемые будут не в центре кадра, а на расстоянии одной трети от его границы. На таком же расстоянии от противоположного края кадра расположите важный для Вас объект (рис. 1.1, 1.2). Это правило третей работает не только при съемке архитектуры, его следует помнить всегда, если речь заходит о композиции. Трети могут располагаться как горизонтально, так и вертикально, а значимые объекты должны располагаться на пересечении этих линий.

  Если есть возможность, сделайте несколько кадров одного и того же сооружения. Попробуйте разные варианты расположения в кадре людей и архитектурного объекта – пусть на одном снимке люди занимают 20-30% площади изображения, а на другом 60-70% (рис. 2.1, 2.2). Вернувшись домой, Вы сможете в спокойной обстановке сделать выбор, просмотрев результаты на экране своего монитора.

  Выражение лиц и положение тел людей в кадре должно быть естественным, не вынужденным. Помните, что Вы снимаете людей на отдыхе, а не солдата на посту.

  Перед тем как искать оригинальные ракурсы для съемки архитектурного сооружения, сделайте несколько кадров с того места, с которого фотографируют все туристы. Не исключено, что оно самое удачное. Затем обратите внимание на детали – лепнину, оформление балконов, парадный вход, детали статуй. Возможно, эти элементы заслуживают оказаться на отдельных снимках.

  Оживить фотографии с архитектурными ансамблями может замена фронтальной точки съемки (стоя прямо перед объектом) на угловую. Пусть угол здания (будем следовать правилу третей) располагается на расстоянии одной трети от края кадра. Так здание приобретет объем и перспективу. Не прилепляйте сооружение к краям кадра, дайте воздуха – пусть в снимок войдет немного неба и часть тротуара (рис. 3.1, 3.2).

  Если есть возможность, не снимайте в спешке, осмотритесь вокруг. Еще лучше, если Вы вернетесь к интересующему архитектурному ансамблю вечером или на следующее утро. За это время Вы успеете определить, что действительно хочется снять, а положение солнца даст мягкий световой рисунок.

  Если Вы хотите сфотографировать памятник, не торопитесь делать фронтальный кадр. Возможно, боковая точка съемки даст более интересные результаты. Следите за фоном, попадающим в кадр (машины, мусорные баки, строительная техника и др.). Визуальный контекст может как усилить впечатление от снимка, так и безвозвратно испортить Вашу задумку (рис. 4.1, 4.2). Попробуйте снять через арку или ворота, изучите, какая компоновка кадра более выигрышна в данном случае – горизонтальная или вертикальная.

  И еще одна важная для фотолюбителей деталь. При съемке человека на фоне большого здания или любого другого архитектурного сооружения человек теряется. Вернувшись из отпуска, приходится пояснять друзьям: «А вот эта фигура у парадного входа – моя жена» или наоборот: «Вот эта стена за спиной моей жены – Букингемский дворец». Чтобы получить хороший снимок, не ставьте фотографируемого рядом со зданием. Пусть он  сделает несколько шагов в Вашу сторону. В этом случае человек будет на первом плане, а памятник на втором (рис. 5.1, 5.2).

  Эти нехитрые советы помогут Вам «справится» со съемкой зданий и сооружений, чтобы, вернувшись домой из отпуска и просматривая снимки, Вы еще раз испытали приятные ощущения фотопутешественника.

Резюме
 

  1. Избегайте штампов.
  2. Используйте правило третей для построения композиции кадра.
  3. Сделайте несколько кадров одного объекта – на одних пусть основную площадь снимка занимает здание, а на других люди.
  4. Позирующие должны выглядеть естественно.
  5. Перед поиском оригинального ракурса снимите с той точки, откуда снимают все.
  6. Обратите внимание на детали сооружения.
  7. Замените фронтальную точку съемки на угловую.
  8. Следите за фоном, попадающим в кадр, избегайте фотомусора.